Нужны ли новые пути электричкам, или как лучше потратить деньги

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

 

жд

 

Мэр Собянин нашёл средство улучшить пригородные перевозки: построить по всем направлениям дополнительные пути для электричек, и, тем самым, уменьшить их интервалы с 5-6 минут до 3 минут. Впрочем, ничего нового он не сказал, а просто озвучил давние планы Якунина.

На самом деле, чтобы электрички ходили с интервалом 3 минуты – новые пути строить не нужно. Нужно по-другому настроить систему автоблокировки. В 1980-е годы электрички по Ярославскому направлению ходили по каждому пути с интервалом 3 минуты. Только ни Собянин, ни Якунин тогда в Москве не жили и об этом не знают. Так же как не знают и о том, что в 1990-е под предлогом обеспечения безопасности систему автоблокировки перенастроили на минимальный интервал 5 минут. Почему-то того же самого не сделали в метро – там как был минимальный интервал полторы минуты, так и остался. А иначе Собянин рассказывал бы нам о том, что надо параллельные туннели метро построить.

Вообще это самый простой путь – требовать денег на строительство новых путей, вместо того чтоб вернуться к старой схеме автоблокировки, а безопасность обеспечивать современными методами – чай, не XIX век с жезловой системой на дворе.

А уж если неймётся потратить (и попилить) большие деньги, то в пригородном комплексе есть более необходимые для этого вещи. Железнодорожная сеть Подмосковья застыла в своём развитии в 1930-х годах: после этого новые линии практически не строились, а вот жилищное строительство активно развивалось, в том числе и в последние годы. В чистом поле выросли крупные многоэтажные жилые массивы, жителям которых некуда ездить работать, кроме как в Москву.

Результат: крупные жилые массивы далеко от электрички, и что видит житель, выходя из дому? Только автобус или маршрутку. Один едет до электрички, а второй прямо до Москвы, до метро. И зачем ему лишняя пересадка? Тут он хоть сел, а в электричку лезть – стоять в тамбуре. И, если разница во времени не слишком велика, выберет такой работяга (или офисный клерк) прямую маршрутку до метро. А вот если электричка недалеко и до неё пешком, и ещё не набита утром, как бочка селёдкой – тут, скорее всего, на маршрутку или в автобус человек не полезет.

Значит, надо там, где это можно и где наберётся достаточно пассажиров, подвести электричку поближе к жилью.

Где-то построить новую линию.

Где-то – восстановить ранее закрытую.

Где-то организовать движение электричек по ведомственным рельсам, подъездным путям (ох как РЖД делать этого не любит).

А где-то – просто построить новую платформу на длинном перегоне.

Начнём с новых платформ. Вот, например, перегон Лесной Городок – Аэропорт на пересечении с Боровским шоссе проходит аккурат мимо нового микрорайона из 18-этажек, а платформы рядом нет.

А новая линия в аэропорт Шереметьево – рядом с южной частью Лобни, от которой до станции Лобня пешком идти минут 20.

Ну ладно, на эти линии хозяева Аэроэкспресса вместе с начальниками РЖД электрички для простых смертных пускать не хотят (с чем, конечно, надо бороться). Но и на старых, обкатанных «зелёными» электричками линиях, таких супердлинных перегонов пруд пруди.

Вот перегон Мытищи-Подлипки: в его середине крупный микрорайон Леонидовка, от которого пешком до электрички не добраться. Или Дмитров-Каналстрой – рядом северная часть Дмитрова, населённая значительно больше южной, где находится вокзал.

А ведомственных веток, по которым имеет смысл организовать движение, в Подмосковье достаточно. Например, в Красную Поляну, где активно строили жильё в последние годы, есть такая ветка от Лобни. Почему бы не электрифицировать её с запуском прямой электрички, и ещё с промежуточной платформой в микрорайоне Букино? Потому что нет богатеньких пассажиров, готовых платить по 350 руб., как в Аэроэкспрессе?

От конечной электричек Захарово рельсы идут в город Черноголовку, а от станции Панки – в Лыткарино. Что, эти города не заслужили сообщения с Москвой по рельсам?

О закрытых в 1990-е линиях тоже не надо забывать. Может быть, в те годы по ветке Мытищи-Пирогово и некого было возить, зато сейчас посёлок Пироговский разросся вширь и ввысь.

 

Пирогово

Заброшенная станция Пирогово

 

И, если восстановить по имеющейся насыпи эту разобранную линию хотя бы до бывшей платформы Победа, теперь уже будет кому по ней ездить. А линию в город Дзержинский даже восстанавливать не надо, она почти вся цела (грузовое движение по ней не закрывали). Там электричка была непопулярна потому, что не ходила до Москвы, а ехала только до тупика на станции Панки.

panki

Станция Панки

 

Чтобы запустить прямую электричку из Дзержинского в Москву, надо решить одну-единственную задачу: менять направление движения электрички на этой станции. Неужели эта задача в компьютерный век так неподъёмна?

О новых линиях фантазировать не будем – тут действительно много проблем, прежде всего с землёй (хотя проблемы не помешали построить пути для Аэроэкспрессов во Внуково и Шереметьево). Но новая линия, охватывающая районы, жителям которых пока электричка недоступна – нужнее нового пути на линии существующей. Наши с вами (потому что платить будет бюджет) деньги надо тратить с умом, а не так, как их легче всего потратить.