Что поможет избежать коллапса в резервных аэропортах в экстренных случаях

Пассажиры требуют от властей утвердить регламент действий авиакомпаний и аэропортов в экстренных случаях, таких как, например, недавний коллапс на аэродроме Нижнего Новгорода. Из-за густого тумана в Москве 2 ноября десятки рейсов были перенаправлены на посадку в Стригино. Пассажиры жаловались, что их не выпускали из салона по восемь часов и не обеспечили водой и едой. Администрация нижегородского аэропорта поясняла, что его инфраструктура не рассчитана на единовременное обслуживание большого количества Позаботиться о комфорте пассажиров даже в таких нештатных ситуациях, должна авиакомпания, напомнил председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. Он предлагает перевозчикам держать на резервных аэродромах запас всего, что может понадобиться пассажирам незапланированно севшего самолета: Нижний Новгород встретил коллапсом «Не хватает трапов, чтобы высадить пассажиров, питания, площади аэровокзала, куда пассажиры могут выйти, не хватает мест в гостиницах, где люди бы разместились. В каждом полетном задании есть список резервных аэродромов, поэтому говорить о том, что решение принимается в последний момент неправильно. Если нижегородский аэропорт Стригино постоянно назначается резервным чуть ли не для всех рейсов, летящих в Москву, то либо надо назначать Калугу, Ярославль или Воронеж, либо надо, чтобы в Строгино был запас, был план размещения в гостиницы, транспорт для отвоза. Пассажиры могут и, наверное, будут предъявлять претензии к авиакомпании. Это урок для перевозчиков, может, им стоит задуматься и заключить хотя бы какие-то договоры с резервными аэропортами. У крупных компаний там, по крайней мере, есть представитель, а какой-нибудь маленький перевозчик даже не знает с чего начать, в какие гостиницы можно развести пассажиров и у кого оперативно заказать питание. То, сколько пассажиров можно держать в самолете, прямо нигде не прописано, но есть другие нормы, например, соблюдение микроклимата в самолетах. Если воздушное судно долго стоит с выключенными двигателями, с помощью аккумулятора обеспечить необходимые условия нельзя. И это уже повод пожаловаться, что пассажиров держали в салоне, где не выполнялись санитарные правила». Однако авиаэксперты отмечают, что форс-мажоры случаются, и все регламенты для таких случаев давно прописаны. Ни один из пунктов, предложенных общественниками, на практике выполнить невозможно, считает директор агентства Infomost Борис Рыбак: «Хорошо было бы, чтобы рядом с Москвой на расстоянии 500 км находились большие пустые аэропорты, тогда бы таких ситуаций не случалось, тогда всех можно было бы отправить туда. Во всех инструкциях написано, запасные аэропорты для Москвы — это Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Туман опустился на взлетную полосу Нормальный коммерческих аэропортов, через которые проходит больше чем 150-200 тыс. пассажиров в год, — у нас в стране 25 штук. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Самара, Краснодар. Все остальные это условные аэропорты. Туда, действительно, больше пяти больших машин не вместится, чтобы выгрузить всех пассажиров, разместить их. Так что, во-первых, особого выбора нет, а, во-вторых, они справляются с тем пассажиропотоком, который у них есть, но не более того. Поэтому, когда Москва не может принять рейсы, конечно, это создает крайне неприятную ситуацию. Защититься от этого практически невозможно. Либо надо содержать какие-то избыточные мощности, что в нынешних условиях, когда все российские авиакомпании находятся в состоянии банкротства, честно говоря, не представляется возможным». Тем не менее две общественные организации — Союз потребителей и Союз пассажиров — готовы составить собственные предложения по алгоритмам действия в подобных ситуациях и представить их Минтрансу и Росавиации. Кроме того, они намерены добиваться пересмотра размера компенсации за задержку рейса. По действующему законодательству для внутренних рейсов — это 25 руб. за каждый час задержки. В случае форс-мажора, например, погодных условий, компенсации не предусмотрены.