УДАСТСЯ ЛИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ?

Транспорт – сфера, наиболее очевидным образом пострадавшая в период пандемии. Комитет гражданских инициатив публикует серию комментариев на тему транспортной мобильности и инфраструктуры. На наши вопросы ответил председатель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. Сегодня мы обсудили перспективы развития транспортной инфраструктуры в России после завершения острой фазы вирусного кризиса.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принятый в 2018 году, можно поставить в один ряд с национальными проектами, хотя формально он таковым не является. В документе были заявлены масштабные и амбициозные задачи по строительству новых автомобильных и железных дорог, а также аэропортов. Однако сейчас, на фоне пандемии и сопутствующих факторов, таких как падение цен на нефть и уменьшение доходов бюджета, возникает вопрос о возможности его реализации в полном объеме.

По мнению Кирилла Янкова, сокращение финансирования коснется комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры также, как и многих национальных проектов. При этом эксперт отметил, что корректировку нужно делать с учетом анализа изменения мобильности и грузопотоков.

Авиасообщение вероятно будет затронуто в наибольшей степени, поэтому проекты, связанные с новой инфраструктурой аэропортов можно будет временно заморозить и отложить их реализацию на будущее. Так, например, в магистральном плане заложено строительство аэропорта в г. Великий Новгород. Сейчас оттуда можно добраться до аэропорта Пулково по новой платной трассе М11, проехав 150 километров, поэтому, как и для многих других городов, такое решение не станет критичным.

Исключение, с точки зрения Кирилла Янкова, составляет авиасообщение с Крайним Севером, где авиация во многом является единственным видом транспорта. В том числе речь идет о необходимости замены самолетов АН-24 и АН-26, и этот вопрос, по мнению эксперта, является на данный момент более важным, чем такие проекты, как Sukhoi Superjet или МС-21. Более того, от одного из них в ближайшие годы вероятнее всего придется отказаться в связи с ограничением бюджета и падением спроса на новые самолеты.

Нагрузка на автодороги, напротив, может увеличиться, и поэтому план в их отношении нужно будет продолжать реализовывать в значительном объеме. При этом его необходимо корректировать, в том числе уделяя больше внимания возможности объезда городов и меньше – новым платным трассам, считает Кирилл Янков. В связи со снижением доходов в результате кризиса спрос на платные скоростные трассы может снизиться. Многие и сейчас предпочитают более медленный, но бесплатный путь, проходящий через населенные пункты.

Планы, касающиеся железных дорог, во многом тоже сохранятся. В том числе такие проекты, как развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, целью которого является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема перевозок.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры включает в себя строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань. При этом были также приняты решения по строительству новой дороги Москва-Петербург. Кирилл Янков является сторонником новых проектов высокоскоростных железных дорог, однако, считает, что сейчас на фоне кризиса их строить не нужно. Более оптимально сосредоточиться на о постепенном ускорении движения на линии Москва-Петербург до 250 км/час на протяжении всего пути кроме пригородных зон Москвы и Петербурга. Это потребует меньших затрат, чем строительство полностью новой высокоскоростной линии.

Морские порты в основном обеспечивают грузоперевозки, и их, по мнению Кирилла Янкова, нужно продолжать развивать и расширять.

Таким образом, с точки зрения эксперта значительная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры будет реализована, а сокращение в наибольшей степени затронет направление развития авиасообщения.

В следующем выпуске мы поговорим о перспективах развития транспортной инфраструктуры и общественного транспорта в крупных городах после эпидемии.

Источник: komitetgi.ru