Памяти талантливых проектировщиков

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

 


На фото: ст. метро "Технологический институт" (советская открытка)

О деградации пересадочных узлов Петербургского метро. Первый пересадочный узел в Ленинградском метрополитене появился в 1960 году, когда к первой линии – Кировско-Выборгской – прибавилась вторая, короткая, от Технологического института до Электросилы. И сразу удивила невиданным даже в столице – первой в СССР кроссплатформенной пересадкой, при этом не планировавшейся при строительстве первой линии. Такой трюк остался в истории советского (и постсоветского) метростроения первым и последним – все последующие кроссплатформенные узлы (все в Москве) либо строились сразу (Площадь Ногина, Каширская), либо предусматривались при строительстве первой из двух станций (Третьяковская, Петровско-Разумовская).

Следующие два пересадочных узла в Ленинграде открылись вместе с третьей, Невско-Василеостровской линией. Кроссплатформенных станций тут не получилось (линии пересекаются под прямыми углами), но пересадки получились на редкость удобными, удобнее любой московской: один короткий эскалаторный наклон безо всяких лестниц, что с Площади Восстания на Маяковскую, что с Невского проспекта на Гостиный двор. Пересадка занимает не более 2 минут. Плюс более традиционный длинный коридор с лестничными маршами – на случай, если основной эскалатор не справится.

После этого почти 20 лет пересадочных узлов в Ленинграде не строили, и, похоже, за это время талантливые проектировщики вымерли. Следующий узел – Площадь Александра Невского – уже в худших традициях московского метро: длинные коридоры и лестницы с крутыми (круче, чем в Москве) ступеньками. Пересадка занимает минимум 5 минут. Так построены и все последующие, уже не ленинградские, а петербургские узлы: и Достоевская-Владимирская, и Садовая-Спасская-Сенная, и Пушкинская-Звенигородская. И ни одной новой кроссплатформенной пересадки в городе не появилось, хотя Спасскую и Садовую, планировавшиеся в одно время, уж можно было бы построить такими (и с одним названием). Правда, построили двухуровневую Спортивную с заделом на пересадку на будущую Кольцевую линию – к 2100 году может её и построят.

 
На фото: переход на ст. "Площадь Александра Невского" (thevillage.ru, panick.me)

Вот и думаешь – почему в 1960-х пересадки проектировали максимально удобными для пассажиров, а с 1980-х и по сей день – наоборот? Может, в Ленметрогипротрансе знают ответ?
А может, пора Петербургу привлекать других проектировщиков, раз проектное дело в этом институте так деградировало?