-Это безумие! -Нет, это плацкарта!

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

rzd-minfin

Вчера вечером в новостных лентах промелькнуло сообщение о том, что РЖД грозится повысить тарифы на билеты на 60 процентов.
На самом деле, этой новости уже несколько месяцев, но как всегда, до последнего никто не верит - федеральный центр решил вдвое урезать субсидирование плацкартных перевозок.
С одной стороны Минфин можно понять – если взглянуть на все бюджетные траты на транспорт, то субсидии на пассажирские перевозки будут  там чересчур заметной статьей, но с другой стороны политика государства здесь напоминает политику, проводимую самим ОАО «РЖД».

Основная задача - безубыточность любой ценой. За последние годы РЖД, поняв, что в нашей стране выгоднее возить что угодно – уголь, нефть, лес – только не людей, вывело из своего состава все неприбыльные активы. Так, например, убыточные пригородные перевозки теперь осуществляются отдельными компаниями, а РЖД лишь сдает им в аренду (!) подвижной состав. То, как расправляется головная компания со всем, что не приносит денег – тема для отдельного поста, но можно констатировать факт – бумеранг похоже вернулся.
Государство же в этой ситуации поступает, как ленивый хирург – вырезает печень вместо того, чтобы лечить цирроз.
Очевидно, что компания работает недостаточно эффективно, уровень бюрократии здесь невероятен даже по отечественным меркам, а практически каждый проект и практически каждая закупка сопровождаются кулуарными разговорами в духе «ну ты же понимаешь кому это выгодно», но значит ли это, что сокращение дотаций приведет к осознанию руководством ошибочности курса и реальной оптимизации расходов?
Сомневаюсь. А вот что для меня несомненно, так это необходимость в продуманном глубоком реформировании госструктуры, коей де-факто является РЖД.
А пока в Минфине считают только количество нулей в статьях бюджета, советую всем приготовиться к серьезному кризису железнодорожных перевозок, которые после повышения тарифов на направлении Москва – Санкт-Петербург, например, окажутся практически неконкурентоспособны по отношению к автобусным и даже авиационным.
Конечно, по-прежнему велика вероятность, что в последний момент наш президент широким жестом подбросит в топки угля и вынет недостающие 15 миллиардов из кармана пиджака, помним мы и такие примеры.

Жаль только, что на ситуацию в целом, это, на самом деле, никак не повлияет.